Мне повезло. По поводу правильного исполнения тех или иных лечебных асан хатха-йоги всегда могу проконсультироваться непосредственно у заведующего кафедрой традиционных систем оздоровления Ринада Султановича Минвалеева. Для этих целей в моей записной книжке даже имеется его домашний телефон... Правда, толку от этого... Набираю номер (в полночь — с тем чтобы не промахнуться и застать его наверняка). Хозяйка отвечает: "Будет позже". А в семь утра: "Уже уехал". Как все это увязать с высказываниями о том, что заниматься йогой надобно по вечерам? Кроме того, он говорил не раз о правильном питании: мол, кушать надо много, столько, сколько влезет, а перед сном — в особенности. Когда же он успевает ужинать? И когда он спит? И спит ли он вообще? Так и хочется добавить: "Не спит, наверно, он же йог". Хотя... Он всячески отказывается от такого титула, да и о пользе сна твердил не раз...

Впоследствии я удивляться не переставал. Так, например, учитель Минвалеева по йоге, Иванов, диктуя мне свой домашний телефон, порекомендовал звонить в ночное время без зазрения совести до трех часов? В этом не было бы ничего странного, будь он художником, писателем или же рок-звездой. Но Анатолий Иванович Иванов работает старшим научным сотрудником в Санкт-Петербургском университете и, следовательно, должен быть на работе утром?

В общем, чудная она все же публика, эти йоги.

Позднее мне удалось-таки выведать сущность диковинного режима "йоговского сна". Все очень просто. Йоги — не чудные, а просто-напросто в отличие от нас рациональные.

Мы все привыкли спать по 7-8 часов. Глаза продрали, посмотрели на часы, если разрыв между отбоем и подъемом составляет менее 7 часов, досадно констатируем: "Не выспались". А если 9 или 10 — значит, отдохнули славно. И не задумываемся о том, КАК спали.

Что лучше: 10 часов ерзать "в душевных муках", скуля и просыпаясь по поводу и без повода, или же спать лишь несколько часов, но спать в самом глубоком понимании этого слова и видеть сны про кучевые облака? С точки зрения экономии времени второй вариант — куда привлекательнее. Но вот с позиции здоровья, качества отдыха мы по привычке останавливаем выбор на продолжительном союзе с койкой. А зря.

Оказывается, выполняя на ночь некоторые позы хатха-йоги, можно изрядно увеличить глубину "ухода" в сон. Пробуждение придет само собой, без будильника, часа через три-четыре максимум! Ринад Султанович Минвалеев характеризует данные процедуры как основные приемы борьбы с ленью: "В случае правильного исполнения этих практик сон становится глубоким и коротким, а после пробуждения включается сильнейшая жажда деятельности (если, конечно, есть, что делать). Лень здесь становится просто немыслимой".

Итак, правильно высыпаться нужно так: перед сном поесть, чтобы не вскакивать от голода, проветрить помещение, дабы понизить содержание углекислого газа во вдыхаемом воздухе, и — главное — дождаться, пока потянет в сон. (Последнее условие — очень важное.)

Сиршасана

Пускай это случится поздно. Не беда. Затем выполняем следующий комплекс упражнений.

Релаксация на спине — 0,5 — 1 мин. Вспомним: релаксация включает полное расслабление; чтобы его достичь, хорошо делать плавные вдохи и выдохи, воображая, что выдох идет то через пальцы ног, то через голеностоп, и так поочередно через каждый из участков тела, через каждый орган (до макушки).
Стойка на голове (сиршасана) — 3 мин. Непростая поза. Многие будут вынуждены заменить ее позой молитвенного преклонения.

Бхуджангасана

Релаксация на спине — 0,5 -1 мин.
Поза кобры (бхуджангасана). Позой кобры начинается уже непосредственно профилактика лени. Тут следует вспомнить алгоритм исполнения бхуджангасаны: перво-наперво ложимся на живот, вытягиваем тело, ладонями упираемся в пол, усилием сводим локти за спиной, затем скользим подбородком по полу и приподнимаем голову, далее медленно откидываем голову так, будто хотим коснуться подбородком (!) копчика (!), и лишь в последнюю очередь опускаем голову вперед, как бы "выпрямляя взгляд", усиливая тем самым нагрузку на почки. Так вот, в случае, когда вы исполняете эту асану, для того чтобы моментально окунуться в сон, последнего движения (опускания, выравнивания головы) делать не нужно. Заканчиваем позу тем, что неторопливо, с возрастающим напряжением заносим голову назад, "испепеляя взглядом" потолок, — 1-2 мин.

Випаритакарани-мудра. А проще говоря, березка. "Перевернуться" из кобры в березку следует без релаксации, без отдыха и без каких-либо задержек. Чем быстрее это будет сделано, тем выше будет результат. Вспомним, что березка бывает, условно говоря, двух видов: 1) строго вертикальный, с подбородочным замком, используемый при лечении щитовидки; 2) так называемая детская версия, в которой вертикального положения грудного отдела позвоночника не соблюдается, а значит, нет подбородочного замка и воздействия на щитовидку. Для "правильного засыпания" нужен как раз вот этот "детский" вариант. — 2 мин.

Тем, кто до этого не занимался йогой, а также избегал прогулок и каких-либо иных движений, укрепляющих сердечную мышцу, следует быть осторожным с дозировкой. Правильная бхуджангасана отнимает много сил. Если вы вслед за ней еще заставите себя простоять в березке 2 минуты — получается хорошая нагрузка, приравниваемая к бегу на дистанцию в 1 км. У тех, кто не обладает минимальным уровнем физподготовки, такой вечерний променаж способен вызвать жуткое сердцебиение. Поэтому необходимо чутко прислушиваться к своему организму и трезво оценивать силы. Но и не лениться. А главное — стремиться точно выполнять предписанное. Тогда с помощью йоги можно и впрямь добиться чуда.

Мне лично удалось освоить этот комплекс и добиться результата. Теперь когда хочу пораньше встать, то делаю йоговскую тренировку против завтрашней (последующей) лени. Правда, для того чтобы за это взяться на ночь глядя, приходится невероятным усилием воли преодолевать лень предыдущую, сегодняшнюю.

Випаритакарани-мудра

На мой вопрос о том, за счет чего сон получается таким коротким, исследователь йоги и востоковед Ринад Султанович Минвалеев ответил просто: "В йогической схеме тела есть два непримиримых очага: канал Пингала и канал Ида. Делая правильную йогическую практику, мы добиваемся "очищения" канала Пингала и обеспечиваем последующий "поток праны" через канал Ида".

Услышав это замечательное и внятное растолкование, я все-таки решил перестраховаться и обратился с этим же вопросом к известному ученому. Вот что ответил мне кандидат биологических наук Ринад Султанович Минвалеев: "Диапазон состояний организма человека от глубокого сна до максимального бодрствования регулируется антагонизмом двух отделов вегетативной нервной системы — симпатики и парасимпатики.

Лень возникает вследствие вегетативной дистонии, или, иными словами, малой амплитуды колебаний "вегетативного маятника" между симпатическим и парасимпатическим тонусом. Одна из целей правильной йогической практики — "раскачать" вегетативную (или автономную) нервную систему так, чтобы хорошо работать (в том числе и над собой) и, соответственно, хорошо отдыхать — то есть иметь и хороший тонус симпатики, и обеспечить последующее мощное включение парасимпатики".

"Так бы сразу и сказал", — подумал я.