Натура противится совершенному выражению Воли. Почему? Потому что природа человека проявлена лишь частично – она несовершенна, и все закономерности ее функционирования также несовершенны; инерция, сила привычки вынуждает ее сопротивляться любому усовершенствованию. Человечество эволюционирует, развивается, и йога представляет собой средство, необыкновенно ускоряющее это развитие. Однако несовершенная человеческая натура говорит: "Я не желаю быть совершенной, я привыкла к несовершенству и нахожу его легким и удобным". Поэтому Воля направляется первым делом на природу человека и устраняет из нее то, что мешает ее, Воли, совершенному выражению и развитию.
Верное направление Пути прямо противоположно тому, в котором движется большинство людей, и вы в том числе. Обычно начинают с тела и циркулирующих в нем энергий, затем переходят к эмоциям и уму, а заканчивают разумом и волей. В действительности начинать следует с воли, а телом заканчивать.
Тому, кто начинает с воли, не требуются физические и дыхательные упражнения, задержка дыхания, очищение сердца или какие-то иные формы предварительной подготовки. Именно это пришел показать Шри Рамакришна – в этом состояла собственно йогичеcкая часть его миссии. "Преклонитесь сперва перед Шакти, Божественной Силой, – говорил он, – обретите Силу и она дает вам Истину".
Йогину* требуются, прежде всего, Воля и Сила. Именно поэтому Шри Рамакришна постоянно повторял: "Помните, вы Брахман, Абсолют", – и это была основная идея, которую он передал Свами Вивекананде. Вы Господин, Ишвара. Вы можете стать чистым, совершенным, вы можете стать каким угодно, избрав это, – или, избрав обратное, вы можете стать чем-то прямо противоположным. Первое, без чего нельзя обойтись, – вера в себя, затем вера в Бога и, наконец, вера в Кали, Божественную Мать, ибо это то, на чем стоит мир. Сперва воспитайте Волю, с помощью Воли воспитайте знание, с помощью знания очистите сердце, установите контроль над энергиями тела и успокойте ум. С помощью всех этих орудий сделайте тело бессмертным. Вот подлинная Йога, вот истинная и единственная Тантра. Веданта начинается с Разума, Тантра – с Сипы.
Что такое Воля, вам уже известно. Это Шакти, Сила – это не желание и не усилие. Желание и усилие представляют собой отрицание воли. Если вы чего-то желаете, значит вы сомневаетесь в силе своей Воли. Брахман не желает. Он выражает волю – и все происходит согласно его Воле. Если вы прилагаете усилие, значит вы сомневаетесь в силе своей Воли. Борется и трудится ради достижения результата только тот, кто чувствует или думает, что он для этого недостаточно силен. Брахман не прилагает усилий. Он выражает волю – и Воля его производит спонтанный эффект.
Но она производит его в мире времени, пространства и причинных связей. Лишь по неведению можно требовать результата немедленно, не сходя с места, при данных обстоятельствах. Время, место и обстоятельства каждого события были определены вами и Всевышним давным-давно, в самом начале нынешнего мирового цикла. Бороться с этим, пытаясь изменить то, что было вами же установлено, можно лишь по неведению.
Не беспокойтесь о времени, месте и обстоятельствах, а выражайте свою волю, возложив конечный результат на Бога, Который есть ваше всемогущее, вездесущее и всеведущее Я. Вы – индивидуальный Бог, а Он – универсальный, всеобщий Бог. Нет ничего, кроме Бога; Бог один, нет ничего другого. Поэтому Воля предполагает равное отношение ко всему, отсутствие желания и усилия. Отсутствие желания и усилия предполагает знание. Не обладая знанием, вы не можете воспрепятствовать возвращению желания и усилия.
Вопрос состоит в том, с чего начать. В вас есть Сила. Предоставьте ей действовать и содействуйте ей, заняв правильную по отношению к ней позицию. Вы Сакши – тот, кто наблюдает происходящее; вы Ануманта – тот, кто дает на него согласие; вы Бхокта – тот, кто получает от него удовольствие; вы Бхарта – тот, кто оказывает ему поддержку. Поэтому распорядитесь, чтобы Сила принялась за работу, наблюдайте, как она разрешает поставленную перед ней задачу, наслаждайтесь плодами ее труда, а также помогайте ей заботой о "сосуде" (Адхаре), в котором она делает свое дело. Не разрушайте его небрежением или перенапряжением. Будьте уверены, ваша Воля неисчерпаема. Вы Джняна – тот, кто знает: не уклоняйтесь ни от какого знания, являющего себя вам.
Заняв описанную здесь позицию, не покидайте ее, что бы ни случилось у вас в жизни или в Садхане. Больше вам ничего делать не нужно. Остальное сделает Кали. Не беспокойтесь, не волнуйтесь, не торопитесь – перед вами вся вечность, к чему торопиться? Только не погружайтесь в апатию и не тратьте попусту время.
* Шри Ауробиндо употребляет слово "йогин" в отношении ученика, практикующего садхану. Однако следует учитывать, что йогой Шри Ауробиндо и Мать считали саму жизнь. "Вся жизнь - йога" - говорили они. Отсюда и наше более широкое понимание понятия "йогин".