1. Ложь и Неведение
Неведение означает Авидью: отделенное сознание и эгоистический ум и жизнь, которые проистекают от этого, и все, что естественно для обособленного сознания и эгоистического разума и жизни. Неведение является результатом движения, которым космический Ум обособляется от света Суперразума (божественного Гнозиса) и теряет Истину, – истину бытия, истину божественного сознания, истину силы и деятельности, истину Ананды. Как результат, вместо мира интегральной истины и божественной гармонии, созданной в свете божественного Гнозиса, мы имеем мир, основанный на частичных истинах низшего космического Ума, в котором все есть полуправда-полуложь. Именно это некоторые из древних мыслителей, как Шанкара, не постигая более великой Истины -Силы позади, заклеймили как Майю и сочли высшей созидательной силой Божества. Все в сознании этого творения либо ограничено, либо же искажено этим обособлением от интегрального Света; даже Истина, постигаемая им, является лишь полузнанием. Поэтому оно называется Неведением.
Ложь, с другой стороны, является не Авидьей, а крайним ее результатом. Она создается Асурической силой, которая вмешивается в это творение и не только отделена от Истины и поэтому ограничена в знании и открыта ошибке, но и бунтует против Истины или имеет привычку захватывать Истину только для того, чтобы извратить ее. Эта Сила, темная Асурическая Шакти, или Ракшасическая Майя, подает свое собственное извращенное сознание как истинное знание и свои преднамеренные искажения или переворот с ног на голову Истины как правду вещей. Именно силы и персональности этого извращенного и извращающего сознания мы называем враждебными существами, враждебными силами. Когда бы эти извращения, создаваемые ими из вещества Неведения, ни подавались как Истина вещей, это – Ложь (…).
2. Силы и Внешности
Это – силы и существа, которые заинтересованы в поддержании лжи, которую они создали в мире Неведения, и в представлении ее как Истины, которой люди должны следовать. В Индии их называют Асурами, Ракшасами, Пишачами (существа соответственно ментализированного витального, среднего витального и нижнего витального планов), которые противостоят Богам, Силам Света. Они тоже являются Силами, ибо они тоже имеют свое космическое поле, в котором они осуществляют свою функцию и власть, и некоторые из них были когда-то божественными Силами (прежними богами, pУrve devАХ, как они называются в нескольких местах в Махабхарате), павшими во тьму из-за бунта против божественной Воли за космосом. Слово "внешности" относится к формам, которые они принимают, чтобы править миром, формам часто ложным и всегда воплощающим ложь, иногда псевдобожественным.
3. Силы и Персональности
Использование слова Сила уже было объяснено – оно может быть применено ко всему, что бы и где бы ни использовало сознательную силу в космическом поле и ни имело бы власти над мировым движением или каким-то движением в нем. Но Четыре, о которых вы говорите, также являются Шакти, манифестациями различных сил Всевышнего Сознания и Силы, Божественной Матери, которыми она управляет или действует во вселенной. И они являются одновременно божественными персональностями; ибо каждая есть существо, которое проявляет различные качества и персональные формы сознания Божества. Все великие Боги являются, таким же образом, персональностями Божества – одного Сознания, играющего во многих персональностях, ekam sat bahudhА. Даже в человеческом существе есть много персональностей, а не одна, как зачастую прежде считали; ибо всякое сознание может быть одновременно одним и множественным. "Силы и Персональности" просто описывают разные аспекты одного существа; Сила не обязательно имперсональна и, определенно, не avyaktam, как вы внушаете, – наоборот, она является манифестацией, действующей в мирах божественной Манифестации.
4. Эманации
(...) Эманация Матери является чем-то от ее сознания и силы, посланной вперед из нее, которая, пока она находится в игре, находится в тесной связи с нею, а когда игра больше не нужна, возвращается в свой источник, но может быть выведена и введена в игру снова. Однако, связующая нить может быть порвана или развязана, и то, что вышло вперед как эманация, может последовать своим путем как независимое божественное существо со своей собственной игрой в мире. Все Боги могут посылать вперед такие эманации из своего существа, идентичные с ними в сути сознания и силе, хотя и не соизмеримые. В определенном смысле, сама вселенная может быть названа эманацией из Всевышнего. В сознании садхака эманация Матери обычно принимает ту внешность, форму и характерные черты, которые ему знакомы. В некотором смысле, четыре Силы Матери благодаря своему источнику могут быть названы ее Эманациями, точно также как Боги могут быть названы Эманациями Божества, но они имеют более перманентный и фиксированный характер; они являются одновременно независимыми существами, чья игра была разрешена Адья Шакти, и одновременно частями Матери, Махашакти, и она всегда может либо проявляться через них как через отдельные существа, либо соединять их как свои собственные различные Персональности и держать их в себе, иногда возвращая назад, иногда выводя в игру по своей воле. В супраментальном плане они всегда находятся в ней и действуют не независимо, а как сокровенные части супраментальной Махашакти и в тесном объединении и гармонии друг с другом.
5. Боги
Эти четыре Силы являются космическими Божествами Матери, перманентными в мировой игре; они стоят среди великих космических Божеств, на которых был сделан намек, когда говорилось, что Мать как Махашакти этого тройного мира "стоит там (в плане надразума) над Богами". Боги, как уже было сказано, являются в источнике и сути перманентными Эманациями Божества, выведенными вперед из Всевышнего Матерью, Адья Шакти; в своей космической деятельности они являются Силами и Персональностями Божества, каждое со своим независимым космическим полем [standing], функцией и работой во вселенной. Они являются не имперсональными сущностями, а космическими Персональностями, хотя они и могут, и обычно вуалируют себя за движением имперсональных сил. Но тогда как в надразуме и тройственном мире они появляются как независимые существа, в суперразуме они возвращаются в Одного и стоят там объединенными в единой гармоничной деятельности как множественные персональности Одной Персоны, Божественного Пурушоттамы.
6. Присутствие
Слово Присутствие должно было указать ощущение и восприятие Божества как Существа, ощущаемого присутствующим в чьем-то существовании и сознании или находящимся в отношении с ним, без нужды в каком-либо дальнейшем определении или описании. Так, о "невыразимом Присутствии" можно сказать только одно, что оно есть, и ничего больше не нужно или нельзя сказать об этом, хотя, в тоже время, знают, что там есть все, персональность и имперсональность, Сила, Свет, Ананда и все остальное, и что все это изливается из этого неописуемого Присутствия. Слово может иногда использоваться в менее абсолютном смысле, но это всегда является фундаментальным значением, – эссенциальное восприятие эссенциального Присутствия, поддерживающего все остальное.
7. Трансцендентальная Мать
Это та, которая называется термином Адья Шакти; она есть Всевышнее Сознание и Сила над Вселенной, и именно ею все боги проявлены, и даже супраментальный Ишвара входит в манифестацию через нее – супраментальный Пурушоттама, чьими Силами и Персональностями являются Боги.
Конечно, боги существуют – то есть, есть Силы, которые стоят над миром и передают божественные работы. Это физический разум верит лишь в физическое и отрицает их. Существуют также и существа других миров – боги, Асуры и т. д.
Боги есть везде, на всех планах.
Динамичный аспект Божества – это Всевышний Брахман, не боги. Боги являются Персональностями и Силами динамичного Божества. Вы говорите, как если бы эволюция была единственным творением; творение, или манифестация, очень обширно и содержит много планов и миров, которые существовали до эволюции, все разные по характеру и с существами разного рода. Тот факт, что они существовали до эволюции, не делает их недифференцированными. Мир Асур существовал до эволюции, как и миры ментальных, витальных или тонких физических Дэв – но все эти существа отличаются друг от друга. Великие боги принадлежат плану надразума; в суперразуме они объединены как аспекты Божества, в надразуме они появляются как отдельные персональности. Любое божество может низойти посредством эманации к физическому плану и соединиться с эволюцией человеческого существа, с линией манифестации которого оно имеет сродство. Но это – вещи, которые не могут с легкостью пониматься разумом, потому что разум имеет слишком жесткие представления о персональности – трудность исчезает, лишь когда вступают в более гибкое сознание наверху, где вы ближе к переживанию Одного во всех и Всех в одном.
В нисхождении она [Ложь] начинается с Разума, в эволюционном восхождении трудно сказать, откуда она начинается – ибо здесь началом является Несознание и Неведение; но, я полагаю, мы можем сказать, что сознательная ложь начинается с началом разума, еще вовлеченного в Жизнь или появляющегося из нее.
Боги находятся в универсальном Себе – если идентифицироваться с универсальным Собой, можно почувствовать их присутствие там. Также есть и переживание микрокосма (вселенной в себе), в котором есть все, что есть в макрокосме (более обширной вселенной). Все эти вещи – для переживания, для знания, и должны приниматься таковыми. Никакой просто персональный поворот им не может быть придан.
Тогда как боги не могут быть трансформированы, ибо они являются типическими, а не эволюционными существами, они могут приходить для конверсии – то есть, отказываться от своих собственных идей и взгляда на вещи и подчиниться более высокой Воле и супраментальной Истине Божества.
Враждебные силы
Враждебные силы существуют и известны йогическому опыту еще с Веды и Зороастра в Азии (и мистерий Египта и Каббалы) и с древних времен в Европе. Эти вещи, конечно, не могут ощущаться или быть известными, пока живут в обычном разуме, его идеях и перцепциях; ибо в этом случает есть лишь две категории влияний, которые могут быть признаны, свои собственные идеи, чувства и действия и действия других и игра окружения и физических сил. Но когда начинают обретать внутреннее видение вещей, все меняется. Начинают переживать, что все есть деятельность сил, сил Пракрити, психологических, как и физических, которые в своей игре влияют на нашу природу – и они являются сознательными силами или поддерживаются сознанием или сознаниями позади. (...) Те, кто развил внутреннее видение вещей на витальном плане, имеют богатый опыт, связанный со враждебными силами. Однако вам не нужно персонально озабочиваться ими, пока они остаются инкогнито. Можно иметь переживание на ментальном плане без того, чтобы пришло это знание; ибо там преобладают разум и идея и вы не чувствуете игры Сил – это только в витале она становится ясна. В плане разума они проявляются, самое большее, как ментальные внушения, а не как конкретные Силы. Также и если вы смотрите на вещи только с помощью разума (пусть даже это будет и внутренний разум), вы сможете увидеть тонкую игру сил Природы, но не замечая сознательного умысла, который мы называем враждебным.
Есть два рода Асур – один род был божественен в своем источнике, но они пали из своей божественности из-за самоволия и оппозиции намерению Божества: в древних индийских писаниях о них говорят как о бывших или более ранних богах; они могут быть обращены [converted], и их конверсия действительно необходима для окончательных предназначений вселенной. Но обычно Асура имеет иной характер, он является не эволюционным, а типическим существом и представляет фиксированный принцип творения, которое не эволюционизирует и не меняется, и не предназначалось для этого. Эти Асуры, как и другие враждебные существа, Ракшасы, Пишачи и прочие, напоминают дьяволов христианской традиции и противостоят божественному намерению и эволюционному предназначению в человеческом существе: они не изменяют этой цели в себе, ради которой они существуют, которая есть зло; и они должны быть уничтожены, как и зло. Асура не имеет ни души, ни психического существа, которое должно эволюционизировать к более высокой стадии; он имеет только эго, и обычно очень сильное эго; он имеет разум, иногда очень высоко интеллектуализированный разум, но базисом его мышления и чувства является витал, а не ментал, он стоит на службе его желаний, а не истины. Асура является формацией, допущенной жизненным принципом для определенной работы, а не божественной формацией или душой.
Асуры, Ракшасы и др. принадлежат не земле, а супрафизическим мирам; но они воздействуют на земную жизнь и оспаривают контроль над человеческой жизнью, характером и деятельностью у Богов. Они являются Силами Тьмы, сражающимися с Силами Света. Иногда они овладевают людьми, чтобы действовать через них, иногда они принимают рождение в человеческом теле. Когда польза от них исчерпана, они либо меняются, либо исчезают, либо больше не стремятся вмешиваться в земную игру.
Асуры, в действительности, являются темной стороной ментального, или, точнее, плана витального разума. Этот разум является подлинным полем Асур. Их главная характерная черта – эгоистическая сила и борьба, отвергающие более высокий закон. У Асуры есть самоконтроль, tapas и ум; но все это – для его эго. На нижнем витальном плане соответствующие силы мы называем Ракшасами, которые представляют бурные страсти и влияния. Есть также и иной род существ на витальном плане, которые называются Пишачами и Праматхами. Они проявлены более-менее в физическо-витальном. На физическом плане соответствующие силы являются смутными [obscure] существами, больше силами, чем существами, тем, что теософы называют элементалами. Они являются не такими очень индивидуализированными существами, как Ракшасы и Асуры, а невежественными и смутными силами, работающими в тонком физическом плане. То, что мы на санскрите называем Бхутами, большей частью относится к этому классу. Но есть два рода элементалов, один зловреден, другой нет. Асур нет на верхних планах, где преобладает Истина (...).
Да, некоторые виды Асур очень религиозны, очень фанатичны в том, что касается их религии, очень строги в отношении правил этического поведения. Другие, конечно, полностью противоположны. Есть и другие, которые используют духовные идеи, не веря в них, чтобы придать им извращенный поворот и ввести садхака в заблуждение. Это то, что Шекспир описывал как Дьявола, цитирующего писание для своих собственных целей. В настоящем, что они в основном делают, это стараются поднять смутность и слабость самого физического разума, витала, материальных частей, чтобы предотвратить прогресс или осуществление садханы.
Враждебные силы. Цель, которой они служат в мире – предоставить все шансы возможностям Несознания и Неведения – ибо этот мир был задуман как вырабатывающийся из этих возможностей с супраментальной гармонизацией как его эвентуальным результатом.
Вселенная, безусловно, является или была вплоть до сегодняшнего дня в своей видимости опасной и расточительной игрой в кости случая, утяжеленного в пользу сил Тьмы, Господ мрака, лжи, смерти и страдания. Но мы должны принять ее такой, какова она есть, и найти – если мы отвергаем путь ухода древних мудрецов – способ победить. Духовный опыт показывает, что за всем этим есть широкие просторы ровного отношения, мира, покоя, свободы, и только придя в них, можем мы обрести глаза, которые видят, и надеяться достичь силы, которая побеждает.
Меньшие силы Света, обычно, слишком настаивают на поиске Истины, чтобы делать эффективными свою логику или свое правило; враждебные – слишком прагматичны, чтобы заботиться об Истине, они хотят только преуспевать. Что до более великих Сил (например, Надразума), они динамичны и всегда стараются сделать сознание эффективным, но они настаивают на сознании, тогда как враждебные не заботятся о нем – чем больше вы несознательны, чем больше вы являетесь их автоматическим орудием, тем больше они довольны – ибо именно несознание дает им шанс.
Что касается контакта с миром и враждебными силами, это, конечно, всегда одна из главных трудностей садхака, но трансформировать мир и враждебные силы – это слишком большая задача, и персональная трансформация не может ждать этого. Что нужно делать, это начать жить в Силе, в которую эти вещи, эти нарушающие элементы не могут проникнуть, и быть настолько очищенным и усиленным ею, чтобы в вас не было отклика ни на что враждебное. Если есть защищающая оболочка, внутреннее очищающее нисхождение и как результат установление верхнего сознания во внутреннем существе и, в финале, замена им старого невежественного сознания даже в самых поверхностных внешне активных частях, тогда мир и враждебные силы проблемой больше не будут (…).