Аннотация статьи Свами Джанешвара Бхарати
Современное общественное восприятие Йоги кардинально отличается от самой сути Йоги в том традиционном смысле, в котором это учение развивалось древними святыми и подвижниками.
Во первых, изначально йога была цельной системой, в которой физические упражнения и позы были небольшой, хотя и достаточно полезной частью. Цель древней Йоги была духовная, а не телесно-физическая и слово «Йога» относилось к целой системе, а не просто к позам – асанам. В настоящее же время происходит чрезмерное акцентирование на асанах и сама «Йога» стала ассоциироваться главным образом с ее телесно-физиологической частью и превратилась в своего рода разновидность фитнеса. Все это в совокупности привело к тому, что люди стали полагать, что целью йоги является именно поддержание здоровья и отличной физической формы. Однако – это ложь. Целью Йоги является исключительно сама йога — как процесс пробуждения истинной сути человека и путь освобождения от власти самскар и круговорота перерождений.
Подмена понятий «Йога» и «Асана», а точнее – происходящая в наше время фактическая монополизация йоги практикой асан, далеко не так безобидна, как это может показаться с первого взгляда. Как минимум это вводит в заблуждение сотни тысяч людей по всему миру, которые только ощутили побуждение, может даже еще не до конца осознаваемое, к внутреннему поиску самого себя и обратились к духовному знанию. Но в результате, эти люди получают «посвящение» от так называемых «учителей» различных стилей того, что они преподносят под «йогой» и что по своей сути является набором гимнастических упражнений, сдобренным оккультной терминологией.
По сути, такие учителя проповедуют ЛОЖЬ, так как лжив сам тезис, лежащий в основе деятельности подобных «школ йоги», «центров йоги», «классов йоги» и т. п. Это лживый тезис о том, что «Йога» – это физическая система с мощной духовной компонентой, которая в итоге может привести к самореализации человека. Так происходит не просто подмена понятий и смещение акцентов, но выхолащивание изначальной Йоги, по своей сути глубокого философского и духовного учения. В результате некоторые, так называемые «учителя», в погоне за прибылью фактически доводят Йогу до уровня «программы физических упражнений на ДВД диске».
Часто можно слышать как некоторые последователи Йоги, в том числе и получившие различного рода сертификаты мастерства от различного рода школ заявляют «Я практикую только Хатха йогу, меня не интересует глубокая медитация. Я хочу достигнуть совершенства через Хатха-йогу». Однако Хатха-йога это всего лишь метод приведения организма к балансу, создающему условия для дальнейшей эволюции сознания. Без этой цели занятия Хатха-йогой бессмысленны, ибо тело – это только инструмент практики, а не самоцель практики.
Известный учитель современной Индии Свами Рама в своих лекциях объяснял:
«В наши дни термин «Йога» стал синонимом преходящего увлечения ли простого чудачества. Множество некомпетентных учителей сделали Йогу объектом коммерческой эксплуатации и один маленький аспект Йоги выдается за всю Йогу. Например, многие люди на Западе считают, что Йога это культ тела и красоты, другие относят Йогу к религиозному культу. И то и другое мнение искажает истинный смысл Йоги». Далее Свами Рама приводит сравнение: «Если Вы собираетесь в Гималаи, Вы можете поехать на машине или полететь на самолете. Каждый день миллионы людей ездят на машинах и летают на самолетах. Но это не значит, что все, кто путешествует на машинах и самолетах попадут в Гималаи, если целью их путешествия не будут Гималаи». Хатха йога, так же как впрочем и религиозный аспект йоги, это всего лишь, условно говоря «транспортные средства», которые помогают достичь конечной цели Йоги. Но они приведут в никуда, если практикуются сами по себе.
Вот характерный пример подмены понятий. Аштанга-йога описывается как: «система йоги, переданная современному миру Sri K. Pattabhi Jois (1915-2009). Этот метод йоги включает в себя синхронизацию дыхания с прогрессивной серией физических позиций – процесс, который производит интенсивный внутренний жар и глубокий очищающий пот, который выводит токсины из организма. Результатом является улучшенная циркуляция, светлое и сильное тело, и успокоенный разум».
В то же время, как пишет Свами Шивананда Сарасвати: «В традиционном понятии Йоги, систематизированной Патанджали, под Аштанга-йога подразумевалась восьми ступенчатая система практики, через которую достигалась свобода». Причем эта система включает не только позы и дыхание, но и глубокие медитативные практики, которые занимают в ней превалирующее место.
Подмена понятий Йоги приводит многих людей к убеждению в том, что занятие чем то, что входит в Йогу с целью оздоровления, снятия стресса и т.п. – является занятием Йогой. Это нет так. Это заблуждение, так как практика чего либо, что не соотносится с целью Йоги в самореализации высших уровней сущности человека, не является Йогой.
Как сказано в классическом трактате «Хатха йога прадипика» — школа 4.79:
«Практика хатха-йоги без реализации Раджа-йоги является бесплодной. Есть практикующие хатха-йогу, которые не имеют знаний в раджа-йоге. Я считаю их просто практикующими, поскольку они не получают плодов от своих усилий».
Приносят ли упражнения хатха-йоги пользу для здоровья даже в отрыве от целостной Йоги? Да, безусловно, при правильном их выполнении приносят. Но одно их выполнение не делает человека ни йогином ни даже учеником на пути Йоги.
«Йога – это метод медицинского лечения» — ложное утверждение.
«Йога – это метод физической терапии» — ложное утверждение.
Цель и суть Йоги не состоит в том, что бы сделать тело здоровым. Единственная цель Йоги по своей природе духовная и реализация Йоги выводит человека за пределы физического тела с его болезнями и неизбежной гибелью.
Коммерциализация йоги привела к тому, что человек, пройдя за деньги курс в так называемых школах (центрах, студиях, курсах, «ашрамах» и т.п.) йоги, сам может стать сертифицированным учителем (инструктором, «гуру» и т.п.) йоги не прочитав ни строчки из классических Йога-сутр. И потом многие из таких вот «учителей» ощущают себя достаточно компетентными для того, что бы создавать свои собственные направления и школы йоги. Характерно то, что очень часто название такой школы содержит в себе имя или фамилию ее еще прибывающего в добром здравии основателя. В дополнение очень часто подобного рода «учителя» используют традиционные древние названия и термины вводя в заблуждение учеников, которые принимают это за реальную преемственность нового учения с оригиналом.
Когда Йога перестает быть Йогой? Представьте себе, что вместе с другом увидели автомобиль. Друг спрашивает: «Что это?» Вы отвечаете: «Это автомобиль». Представьте себе, что у автомобиля нет руля и Ваш друг задает тот же вопрос. Вы все еще отвечаете, «Это автомобиль». Но что если отсутствуют все четыре колеса, двери и мотор? И тогда на вопрос друга, «Что это?» Вы вероятно всего ответите – «Хлам. Металлолом» Подумайте о Йоге, у которой после адаптации к современной западной культуре отобрали важнейшие компоненты. Будете ли это все еще оставаться Йогой? Без высшего смысла, целей и методов? Однозначно – нет.